Spacewar – первая компьютерная игра. Изначально разрабатывалась студентами Массачусетского технологического института для демонстрации возможностей нового компьютера PDP-1. В 1961 году компания DEC передала свой прототип в МТИ, где студенты начали думать, как бы его использовать. Во времена космической гонки у них возникла идея создать игру-симулятор космического корабля. Стив Рассел стал главным по проекту. По легенде, он настолько любил откладывать дела, что придумал себе задачу — аппроксимировать функцию синуса и косинуса. Один из его друзей получил решение задачи в DEC и принес ему. Так началась разработка игры.
Первые шаги
Разработчиками были добавлены: гравитация, звездное небо и гиперпространство от Мартина Греца. Первая играбельная версия была готова к февралю 1962 года. Презентация игры состоялась на Дне открытых дверей MIT Science в мае того же года.
В сентябре 1962 года, Рассел и Марвин Мински приступили к обновлению игры. В 1964 году другими разработчиками из института были добавлены новые функции и испробованы различные способы управления, включая использование штурвала из самолета. Монти Преонас экспериментировал с дисплеями и точками обзора, а также было добавлено визуальное табло для подсчета очков и несколько других улучшений. Со временем игра была адаптирована под другие компьютеры, включая модели DEC.
Spacewar была создана на собственном ассемблере MIT «Macro», полученном из TX-O, и располагалась в основной памяти 4K 18-битных слов PDP-1. Это была одна из первых игр, которая использовала объектно-ориентированный подход. Основной проблемой игры являлся дисплей. В то время он имел ограниченную память и мог отображать небольшое количество объектов без мерцаний. Время отклика монитора замедляло игру, так как когда компьютер обрабатывал изменение за 5 микросекунд. На сам монитор данные поступали за 50 микросекунд. Многие ошибочно полагали, что проблема заключается в недостатке памяти компьютера, хотя на самом деле она была достаточной.
Сложности разработки
Изначально, как уже говорили, она разрабатывалась для демонстрации возможностей компьютера PDP-1. Этот компьютер был создан компанией DEC в 1957 году. Компьютер представлял собой полностью транзисторный твердотельный аппарат с размером слова 18 бит и арифметикой комплимента. Он оснащался различными средствами ввода-вывода, включая специальные панели с коническими контактами, которые были использованы для подключения игровых контроллеров. Наиболее заметным аксессуаром для PDP-1 был ЭЛТ-дисплей Type 30, который использовался для отображения игрового процесса.
Spacewar представляет собой игру для двух игроков, каждый из которых управляет своим космическим кораблем. Корабли летают вокруг звезды, которая притягивает их, и используют фотонные торпеды для атаки друг друга. Игроки могут также использовать гиперпространство для телепортации в случайное место на карте, однако с каждым прыжком растет риск разрушения корабля. На фоне реалистично изображенного звездного поля игроки ведут борьбу за выживание и зарабатывают очки.
Игра предлагает множество настроек, таких как выбор между инерционным вращением корабля и бергенгольмовским вращением, одиночным или непрерывным огнем, наличием центральной звезды и степенью ее гравитации, а также управлением фоновым звездным полем.
Наследие
Влияние Spacewar на индустрию видеоигр невозможно переоценить. Она стала источником вдохновения для многих создателей космических аркадных автоматов. Чуть позже Нолан Бушнелл создал империю Atari.